Я борюсь за права самых уязвимых

Я борюсь за права самых уязвимых

12.04.2019 Просмотров: 1646
Я борюсь за права самых уязвимых
"Я считаю, моя роль заключается в том, чтобы прислушиваться к людям и понимать, как я могу помочь кому-то в крайне уязвимом положении, в чем он или она нуждается и как закон может помочь защитить его или ее права", - говорит она.

Однако большую часть свой профессиональной жизни Дженова борется за права человека. Как судья и юрист она работала с делами, касающимися домашнего и гендерного насилия, борясь за более эффективную правовую помощь для пострадавших.

"Я считаю себя посредником между законом и их правами, и я пытаюсь хоть как-то улучшить их жизнь", - говорит Дженова.

Борьба за права наиболее уязвимых

Именно благодаря своей работе в сфере права она увидела, в каких ужасных условиях вынуждены жить люди с психическими расстройствами. В рамках одного дела ее вызвали к женщине, которая находилась в психиатрической лечебнице. В ходе беседы они заговорили об искусстве и поэзии, и Дженова сказала, что была поражена тем, какое жалкое существование в тоске и холоде влачит человек, обладающий такой душой.

"Было невыносимо видеть столь одаренного человека в такой ситуации. Это оскорбление человеческого духа. Совершенно бесчестно оказаться взаперти таким образом", - сказала она.

Благодаря этому прозрению Дженова, в конечном итоге, начала работать с неправительственной организацией "Validity". В течение 17 лет "Validity" применяет закон с тем, чтобы обеспечить равенство, интеграцию и справедливость для лиц с психическими расстройствами. Работая в нескольких странах Европы и Африки, эта организация смогла выиграть несколько дел от лица жертв пыток, страдающих психическими расстройствами. Их работу поддерживает Фонд добровольных взносов ООН для помощи жертвам пыток.

Как член команды "Validity" в Болгарии, Дженова работает над тем, чтобы добиться изменений законодательства в стране и улучшить соблюдение прав лиц, страдающих психическими расстройствами. Например, недавно она работала над предложением законопроекта о замене существующей в Болгарии системы опекунства на оказание помощи при принятии решений. Система опекунства, в рамках которой человек с психическим расстройством может быть помещен в специализированное учреждение без учета его/её мнения или согласия, по-прежнему широко распространена в Болгарии.

Горькая победа

Дженова также работала над громкими делами, в рамках которых бедственное положение людей с психическими расстройствами и их лечение были доведены до сведения Европейского суда по правам человека, включая дело "Станев против Болгарии". Руси Станев был помещен под опеку без его ведома и в 2002 году отправлен в приют для лиц с психическими расстройствами. Решение о помещении под опеку фактически лишает человека правосубъектности перед законом.

В течение десяти лет Дженова представляла интересы Станева сначала в национальных органах власти, а затем помогала передать дело в Европейский суд. Решение, принятое по данному делу в 2012 году, изменило европейское законодательство. Впервые Суд установил нарушение права на свободу от пыток и ненадлежащего обращения в деле об инвалидности. Оно также привело к тому, что Болгария ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов.

Для Дженовы эта победа стала горькой. Станев умер, по-прежнему находясь под опекой, и несмотря на изменения в законе, борьба за права лиц с психическими расстройствами остается нелегкой задачей.

"Прошло много лет прежде, чем была признана победа в этом деле, потому что в самой Болгарии она не получила должного признания", - говорит Дженова. "Однако изменения в Болгарии все же есть. Они очень-очень небольшие, но они есть".

Дженова считает, что пространство, которое предоставляет неправительственным организациям и другим субъектам возможность обсуждать вопросы психического здоровья и права инвалидов и выступать в их защиту, может быть расширено, но, главным образом, только если больше людей начнут понимать, какой вред может быть нанесен людям, помещенным в психиатрические лечебницы.

"Иногда люди оправдывают то, что случилось с пострадавшими, тем, что с ними что-то не так, на основе своих предрассудков, и это неправда", - говорит она. "Когда люди понимают, они становятся активными, и я могу видеть, что они начинают ценить права человека".
Поделиться ссылкой: