Тема 2. Общая характеристика Европейского суда по правам человека
5 мая 1949 г. в Лондоне десять европейских государств, Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Франция, Швеция подписали Устав Совета Европы (далее – «Устав»), который вступил в силу 3 августа 1949 г.
Спустя 43 года, 6 мая 1992 г. в письме Генеральному Секретарю Совета Европы Российская Федерация выразила свое желание присоединиться к Совету Европы и намерение соблюдать принципы, закрепленные в статье 3 Устава. 28 февраля 1996 Российская Федерация присоединилась к Уставу.
В рамках Совета Европы было принято много документов, касающихся защиты прав человека: Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и др.
Наиболее важным стандартом Совета Европы по правам
человека является Конвенция о защите прав человека и
основных свобод (далее – «Конвенция»), которая была принята
в 1950 г. в Риме и вступила в силу 3 сентября 1953 г. после
ратификации ее восемью государствами: Данией, Ирландией,
Исландией, Люксембургом, Норвегией, Соединенным
Королевством, Федеративной Республикой Германией и
Швецией. На 1 января 2017 г. участниками Конвенции являются
47 государств. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным
Законом “О ратификации Конвенции о защите
прав человека и основных свобод и Протоколов к ней” от 30
апреля 1998 года - Конвенция вступила в силу в отношении
России 5 мая 1998 года.
Многие важные правовые положения Всеобщей декларации нашли отражение или вошли в качестве отдельных статей в Конвенцию, гарантирующую ряд прав и свобод, которые государства обязаны обеспечить каждому, находящемуся под их юрисдикцией, в соответствии со статьей 1 Конвенции. Перечень прав и свобод содержится в разделе I (статьи 2-18). Раздел II (статьи 19-51) включает положения, касающиеся порядка формирования, организации и функционирования Европейского суда, основные параметры процедуры принятия дел к рассмотрению и их судебного разбирательства. В раздел III (статьи 52-59), помимо заключительных положений, стандартных для международных договоров, включены указания на роль Генерального секретаря и Комитета Министров Совета Европы в отношении Конвенции.
Положения Конвенции были дополнены 16 протоколами. Большинство из них направлены на расширение и дополнение перечня прав и свобод, гарантируемых Конвенцией. Четыре протокола (Протоколы №11, 14, 15 и 16) связаны с изменениями в процедуре и компетенции Европейского суда.
Протокол №11, вступивший в силу 01 ноября 1998 г. ,
был принят с целью реформирования судебных органов,
предусмотренных первоначальным текстом Конвенции. Действующие
на тот момент Европейская комиссия по правам
человека и Европейский суд были заменены постоянно действующим
единственным органом: Европейским судом. Для
всех государств-участников Конвенции, включая Россию,
Протокол вступил в силу 01 ноября 1998 г.
целью обеспечения эффективности деятельности
Европейского суда был принят Протокол №14 к Конвенции,
вступивший в силу 01 июня 2010 г. после ратификации его последним государством, Россией в эту же дату. Первое изменение
касается расширения фильтрационных механизмов
Европейского суда посредством введения новой судебной
формы – единоличного судьи, который рассматривает очевидно
неприемлемые дела. Второе изменение связано с
рассмотрением так называемых «клоновых» (повторяющихся)
дел. Они могут быть признаны приемлемыми и
быть рассмотрены Комитетом в составе трех судей по
упрощенной процедуре (вместо Палаты, состоящей из семи
судей). Третье изменение предусматривает введение
нового критерия – критерия значительного ущерба. Протокол
также расширяет полномочия Комитета Министров
Совета Европы, предоставляя ему право обращаться в Европейский
суд, во-первых, если государство-ответчик отказывается
исполнять постановление Европейского суда,
во-вторых, в случае если возникает необходимость толкования
вынесенных последним постановлений. Тем самым,
Протокол усилил надзорную функцию Комитета Министров
за исполнением постановлений Европейского суда.
Протоколом изменяется также срок пребывания в должности
судей Европейского суда на 9 лет без права переизбрания.
Предусматривается также возможность присоединения
к Конвенции Европейского Союза.
24 июня 2013 года был открыт для подписания Протокол
№ 15, который вносит следующие изменения в Конвенцию:
• В Преамбуле Конвенции появилось упоминание о принципе субсидиарности и на сферу усмотрения государств;
• Сокращается с 6 до 4 месяцев срок на обращение в Суд;
• Упрощает новый критерий приемлемости, введенный Протоколом №14, критерий значительного ущерба;
• Разрешает Палатам уступать юрисдикцию в отношении дела со стороны Палаты в пользу Большой Палаты без согласия сторон;
• Вводит ограничение на возраст кандидатов в судьи
Европейского суда - 65 лет на дату, на которую список
кандидатов запрашивается Парламентской Ассамблеей.
Для вступления Протокола в силу необходимо, чтобы
его ратифицировали все 47 государств (и после этого прошло
еще 3 месяца). По состоянию на 10 января 2017 г. Протокол
ратифицировали только 32 страны, не ратифицировали — 15,
из них 4 государства даже еще не подписали. Россия подписала
Протокол 19 сентября 2016 г.
02 октября 2013 г. открыт для подписания Протокол
№16. Протокол позволяет верховным судам и трибуналам
Высокой Договаривающейся Стороны, по своему усмотрению,
запрашивать Европейский суд консультативные заключения
по принципиальным вопросам, относящимся к толкованию
или соблюдению прав и свобод, определенных в Конвенции
и в Протоколах к Конвенции. Для вступления в силу
данного Протокола достаточно, чтобы его ратифицировали 10 государств. По состоянию на 10 января 2017 г. Протокол
ратифицировали только 6 государств. Россия Протокол №16
на настоящий момент еще не подписала.
В соответствии со статьей 19 Конвенции был учрежден
Европейский суд в целях обеспечения соблюдения обязательств,
принятых на себя Высокими Договаривающимися
Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней.
Европейский суд – это основной судебный орган европейской
системы защиты прав человека. Он представляет собой
конвенционный орган и не является судебным органом Совета
Европы даже несмотря на то, что Совет Европы принимает
участие в его формировании, финансировании, материально-техническом
обеспечении. Он работает на постоянной
основе.