5 мая 1949 г. в Лондоне десять европейских государств, Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Франция, Швеция подписали Устав Совета Европы (далее – «Устав»), который вступил в силу 3 августа 1949 г.

Спустя 43 года, 6 мая 1992 г. в письме Генеральному Секретарю Совета Европы Российская Федерация выразила свое желание присоединиться к Совету Европы и намерение соблюдать принципы, закрепленные в статье 3 Устава. 28 февраля 1996 Российская Федерация присоединилась к Уставу.

В рамках Совета Европы было принято много документов, касающихся защиты прав человека: Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и др.

Наиболее важным стандартом Совета Европы по правам человека является Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее – «Конвенция»), которая была принята в 1950 г. в Риме и вступила в силу 3 сентября 1953 г. после ратификации ее восемью государствами: Данией, Ирландией, Исландией, Люксембургом, Норвегией, Соединенным Королевством, Федеративной Республикой Германией и Швецией. На 1 января 2017 г. участниками Конвенции являются 47 государств. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным Законом “О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней” от 30 апреля 1998 года - Конвенция вступила в силу в отношении России 5 мая 1998 года.

Многие важные правовые положения Всеобщей декларации нашли отражение или вошли в качестве отдельных статей в Конвенцию, гарантирующую ряд прав и свобод, которые государства обязаны обеспечить каждому, находящемуся под их юрисдикцией, в соответствии со статьей 1 Конвенции. Перечень прав и свобод содержится в разделе I (статьи 2-18). Раздел II (статьи 19-51) включает положения, касающиеся порядка формирования, организации и функционирования Европейского суда, основные параметры процедуры принятия дел к рассмотрению и их судебного разбирательства. В раздел III (статьи 52-59), помимо заключительных положений, стандартных для международных договоров, включены указания на роль Генерального секретаря и Комитета Министров Совета Европы в отношении Конвенции.

Положения Конвенции были дополнены 16 протоколами. Большинство из них направлены на расширение и дополнение перечня прав и свобод, гарантируемых Конвенцией. Четыре протокола (Протоколы №11, 14, 15 и 16) связаны с изменениями в процедуре и компетенции Европейского суда.

Протокол №11, вступивший в силу 01 ноября 1998 г. , был принят с целью реформирования судебных органов, предусмотренных первоначальным текстом Конвенции. Действующие на тот момент Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд были заменены постоянно действующим единственным органом: Европейским судом. Для всех государств-участников Конвенции, включая Россию, Протокол вступил в силу 01 ноября 1998 г.

целью обеспечения эффективности деятельности Европейского суда был принят Протокол №14 к Конвенции, вступивший в силу 01 июня 2010 г. после ратификации его последним государством, Россией в эту же дату. Первое изменение касается расширения фильтрационных механизмов Европейского суда посредством введения новой судебной формы – единоличного судьи, который рассматривает очевидно неприемлемые дела. Второе изменение связано с рассмотрением так называемых «клоновых» (повторяющихся) дел. Они могут быть признаны приемлемыми и быть рассмотрены Комитетом в составе трех судей по упрощенной процедуре (вместо Палаты, состоящей из семи судей). Третье изменение предусматривает введение нового критерия – критерия значительного ущерба. Протокол также расширяет полномочия Комитета Министров Совета Европы, предоставляя ему право обращаться в Европейский суд, во-первых, если государство-ответчик отказывается исполнять постановление Европейского суда, во-вторых, в случае если возникает необходимость толкования вынесенных последним постановлений. Тем самым, Протокол усилил надзорную функцию Комитета Министров за исполнением постановлений Европейского суда. Протоколом изменяется также срок пребывания в должности судей Европейского суда на 9 лет без права переизбрания. Предусматривается также возможность присоединения к Конвенции Европейского Союза.

24 июня 2013 года был открыт для подписания Протокол № 15, который вносит следующие изменения в Конвенцию:

• В Преамбуле Конвенции появилось упоминание о принципе субсидиарности и на сферу усмотрения государств;

• Сокращается с 6 до 4 месяцев срок на обращение в Суд;

• Упрощает новый критерий приемлемости, введенный Протоколом №14, критерий значительного ущерба;

• Разрешает Палатам уступать юрисдикцию в отношении дела со стороны Палаты в пользу Большой Палаты без согласия сторон;

• Вводит ограничение на возраст кандидатов в судьи Европейского суда - 65 лет на дату, на которую список кандидатов запрашивается Парламентской Ассамблеей.

Для вступления Протокола в силу необходимо, чтобы его ратифицировали все 47 государств (и после этого прошло еще 3 месяца). По состоянию на 10 января 2017 г. Протокол ратифицировали только 32 страны, не ратифицировали — 15, из них 4 государства даже еще не подписали. Россия подписала Протокол 19 сентября 2016 г.

02 октября 2013 г. открыт для подписания Протокол №16. Протокол позволяет верховным судам и трибуналам Высокой Договаривающейся Стороны, по своему усмотрению, запрашивать Европейский суд консультативные заключения по принципиальным вопросам, относящимся к толкованию или соблюдению прав и свобод, определенных в Конвенции и в Протоколах к Конвенции. Для вступления в силу данного Протокола достаточно, чтобы его ратифицировали 10 государств. По состоянию на 10 января 2017 г. Протокол ратифицировали только 6 государств. Россия Протокол №16 на настоящий момент еще не подписала. В соответствии со статьей 19 Конвенции был учрежден Европейский суд в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней. Европейский суд – это основной судебный орган европейской системы защиты прав человека. Он представляет собой конвенционный орган и не является судебным органом Совета Европы даже несмотря на то, что Совет Европы принимает участие в его формировании, финансировании, материально-техническом обеспечении. Он работает на постоянной основе.

Последнее изменение: воскресенье, 24 декабря 2023, 13:52