Тема 2. Рассмотрение жалобы после коммуникации жалобы.
Если не имеется очевидных оснований для признания
жалобы неприемлемой, начинается этап коммуникации
жалобы властям государства-ответчика. Это означает, что
ЕСПЧ уведомляет о поступившей жалобе государствоответчика.
По делам в отношении России сообщение о поступившей
жалобе направляется Уполномоченному Российской
Федерации при Европейском Суде по правам человека.
Коммуникация с властями государств вот уже несколько
лет проходит в электронном виде через специально для этого
созданный портал ЕСПЧ. Такое же общение с некоторыми
наиболее активными общественными организациями,
представляющими заявителей в ЕСПЧ, уже ведется с 2016 г.
Практику планируется расширять в 2017 году. Наряду с
уведомлением о поданной жалобе, государству-ответчику
предлагается представить свои письменные замечания (меморандум),
в том числе по вопросам, касающимся приемлемости
жалобы. ЕСПЧ письмом уведомляет заявителя о
коммуникации жалобы властям государстваответчика.
ЕСПЧ также направляет обеим сторонам документ,
который называется «Изложение фактов», и содержит
изложение фактов дела, основанное на представленных заявителем
материалах, формулирование существа жалобы на
английском или французском языках, как это представляется
Европейскому суду, а также ставит перед сторонами интересующие
ЕСПЧ вопросы. Сторона-заявитель до получения
письма по почте может узнать о появлении документа
«Изложение фактов» в базе данных HUDOC на сайте ЕСПЧ.
Правило 40 Регламента Европейского суда предусматривает
возможность досрочного уведомления властей
государства-ответчика о поданной против него жалобе и ее
предмете, т.е. уведомлении о ней без формулирования вопросов
сторонам. Подобное уведомление делается крайне
редко и требует принятия соответствующего решения
Председателем соответствующей Палаты Европейского суда.
Заявителя или его представителя уведомляют о принятии
такого решения.
После получения письменного отзыва (Меморандума)
государства-ответчика Европейский суд предлагает заявителю
представить ответные замечания, рассмотреть возможность
заключения мирового соглашения, а также требования
о справедливой компенсации.
Комитет из трех судей Европейского суда на основе
изучения представленных сторонами письменных отзывов
(Меморандумов) вправе объявить жалобу приемлемой и одновременно
вынести постановление по существу жалобы,
если лежащий в основе дела вопрос, касающийся толкования
или применения положений настоящей Конвенции либо
Протоколов к ней, уже является предметом утвердившегося
прецедентного права Суда. Решения комитетов из трех судей
являются окончательными (статья 28 Конвенции).
В случае рассмотрения дела Палатой из семи (пяти)
судей может быть вынесено отдельное решение о полной или
частичной приемлемости жалобы (статья 29 Конвенции).
Данное решение является окончательным. Палата вправе
рассмотреть жалобу одновременно на предмет приемлемости
и по существу с вынесением единого постановления.
Если дело, находящееся на рассмотрении Палаты, затрагивает
серьезный вопрос, касающийся толкования положений
Конвенции или Протоколов к ней, или если решение
вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным
Судом постановлением, Палата может до вынесения своего
постановления уступить юрисдикцию в пользу Большой Палаты,
если ни одна из сторон не возражает против этого (статья
30 Конвенции). После вступления в силу Протокола №15
уступка юрисдикции будет возможна без согласия сторон
(ст. 3 Протокола).
В случае вынесения Палатой Европейского суда постановления
в течение трех месяцев со дня его оглашения
стороны разбирательства могут просить о передаче дела в
Большую Палату, если дело поднимает серьезный вопрос,
касающийся толкования или применения положений Конвенции
и (или) Протоколов к ней, либо иной серьезный вопрос
общего характера.