Реализация – воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний Формы реализации: Соблюдение. В такой форме реализуются нормы, обязывающие субъектов воздержаться от совершения определенных действий (нормы-запреты). 

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, обязывающих совершить определенные действия.

Использование. Имеется в виду осуществление правовых возможностей, предусмотренных нормами международного права. Для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств (или иных субъектов), именуемые механизмом обеспечения реализации международного права. Процесс реализации включает два вида деятельности: 1) непосредственную фактическую деятельность; 2) правовое и организационное обеспечение непосредственной фактической деятельности. 

Международное правовое обеспечение включает правообеспечительное нормотворчество, международный контроль, правоприменение. Международный организационно-правовой (институциональный) механизм реализации международного права включает государства, организации и органы (комитеты, комиссии, судебные органы). Они осуществляют деятельность посредством переговоров, консультаций, встреч, конференций, рассмотрения вопросов в комитетах и комиссиях, судебного разбирательства. Это мирные средства решения вопросов, включая разногласия, споры и конфликты, возникающие в процессе реализации. Совокупность внутригосударственных правовых актов, обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм, представляет собой внутригосударственный нормативный механизм реализации. Правообеспечительное нормотворчество, контроль за реализацией норм международного права в сфере внутригосударственных отношений, а также применение соответствующих мер за нарушение норм осуществляются органами государства. Проблема международного контроля связана со всеми отраслями современного международного права. 

Международный контроль представляет сравнительно новый институт международного права, объектом которого являются международные отношения, регулируемые нормами международного права, а также соответствующая деятельность государств по соблюдению международных обязательств, обеспечению международного правопорядка и законности. Контроль, как способ обеспечения принятых обязательств, существует и в международном, и во внутригосударственном праве (так называемый национальный контроль). 

Государственный контроль – одна из форм осуществления государственной власти. Он позволяет систематически проверять исполнение постановлений центральной власти, укрепление государственной дисциплины и законности, изучать обоснованность и реальность решений центральных органов государства, помогать совершенствовать практику разработки и принятия таких решений. 

Контроль государства за исполнением международных обязательств его государственными учреждениями, юридическими и физическими лицами, который условно можно назвать самоконтроль, тесно связан с принципом pacta sunt servanda. Он обеспечивается деятельностью законодательных, исполнительных и судебных органов данной страны. В общей теории государства и права под контролем понимается политическая гарантия законности, способ обеспечения законности, проверка исполнения. С.С. Алексеев понимает под национальным контролем специальные юридические гарантии. Это особые, закрепленные в юридических нормах правовые средства, с помощью которых обеспечивается своевременное и точное установление фактов нарушения законности и предупреждения этих нарушений. (Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972, с. 126-129). Подавляющее большинство юристов-международников рассматривают международный контроль как проверку выполнения принятых по договору обязательств. И.И. Котляров определяет международный контроль как действия субъектов международного права или органов, ими созданных, которые осуществляются на основе международных договоров и заключаются в проверке соответствия деятельности государства принятым им на себя обязательствам в целях обеспечения их соблюдения. (Котляров И.И. Правовые вопросы контроля за соблюдением международных обязательств. М., 1981, с. 49). О.И. Тиунов, анализируя понятие международного контроля, дает следующее его определение – это одно из средств обеспечения международно-правовых норм, содержание которого определяется международным договором и заключается в действиях субъектов международного права по предупреждению нарушений обязательств и по проверке их соблюдения в целях добросовестного, полного и своевременного выполнения. (Тиунов О.И. О понятии международноправового контроля // Советский ежегодник международного права. 1988. М., 1989, с. 99). П. Радойнов различает два вида международного контроля: индивидуально-спорадический и коллективноинституционный. Эти два вида контроля взаимно дополняют друг друга. Индивидуальный международный контроль характерен тем, что он возлагается на отдельное государство по договору или конвенции, тогда как коллективный присущ международной организации. Судебный, административный и судебно-административный контроль являются подвидами коллективного международного контроля. (Радойнов П. Правотворческие функции на международное организации. София, 1975. с. 189-192). Я. Симонидес пишет, что под контролем понимаются всякие действия, направленные на установление фактического положения и его оценку о точки зрения соответствия определенной правовой норме, а функция контроля завершается констатацией выполнения или невыполнения обязательств. Международный контроль должен основываться на международном договоре, осуществляться международным органом, применяться по отношению к субъекту международного права. (Symomdes J. Kontroia miedzynarodowa Torun, 1964, p. 6-7). С.Ю. Марочкин отмечает, что в функции контрольного механизма входит установление соответствия фактического поведения государств правовым предписаниям путем проверки (наблюдения, инспекции, заслушивания докладов, представления информации). (Марочкин С.Ю. Проблема эффективности норм международного права, Иркутск, 1988, с. 111). Б.Р. Тузмухамедов определяет международный контроль как систему методов проверки соблюдения договорных обязательств, предназначенную для предоставления государствами-участниками договоров сведений о выполнении обязательств другими участниками, предотвращения и выяв16 ления случаев их нарушения. (Всеобщая международная безопасность. М., 1990, с. 108). По мнению И.И. Лукашука, под контролем понимается процесс обработки информации, призванный определить соответствие поведения субъектов нормам международного права. (Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996, с. 175). Главное в контрольной деятельности – установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т.е. проверка. Она осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государства либо путем сравнения непосредственной деятельности с требованиями норм права. Основой любого метода контроля являются сбор и оценка информации. Контроль может осуществляться либо индивидуально, т.е. с помощью национальных средств, либо совместно, посредством использования международного институционного механизма: международных организаций, органов – комиссий, комитетов, советов и т.д. Результатом контрольной деятельности являются доклады, сообщения, другие материалы проверки, имеющие правовое значение. На их основе государствами, международными органами и организациями могут быть приняты соответствующие решения – правоприменительные акты. (Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2013, с. 176). Контроль за соблюдением – это широкое понятие, обозначающее активный сбор, проверку и незамедлительное применение информации для решения проблем в области прав человека. 

Контроль за соблюдением прав человека включает сбор информации по отдельным инцидентам, наблюдение за событиями (выборами, судебными слушаниями, демонстрациями и т.п.), посещение определенных мест, таких как места содержания под стражей и лагеря беженцев, переговоры с органами государственной власти для получения информации и применение мер защиты, а также другие непосредственные последующие меры. Данное понятие включает проводимые в штаб 17 квартире ООН мероприятия по оценке или деятельность центрального отделения, а также установление фактов из первых рук и прочую работу на местах. Кроме того, контроль за соблюдением имеет временной аспект и обычно осуществляется на протяжении длительного периода времени. (Учебное пособие по контролю за соблюдением прав человека. Нью-Йорк, Женева, 2002).

Последнее изменение: пятница, 23 ноября 2018, 10:46