В международно-правовой доктрине отсутствует классификация форм и методов международного контроля. 

По мнению И.И. Котлярова, можно выделить следующие формы международного контроля: 1) создание контрольных органов в рамках международных организаций; 2) учреждение государствами специальных контрольных органов; 3) контроль национальными органами и средствами; 4) сочетание международных процедур и национальных органов (средств) проверки соблюдения государствами принятых обязательств. 

К методам международного контроля он относит представление отчетов, докладов, обмен информацией, наблюдениями, посещение объектов, установление контрольных постов, проведение консультаций, рассмотрение жалоб и др. (Котляров И.И. Международный контроль с использованием космических средств. М., 1981, с. 10-23). А.Н. Талалаев, подчеркивает, что международный контроль может иметь различные формы и виды, такие как инспекция, отчеты государств о выполнении своих обязательств, информация, специальные обследования и др. (Талалаев А.Н. Международные договоры в современном мире. М., 1973, с. 156). О.И. Тиунов различает типы, виды и формы контроля. Тип контроля отражает содержание тех обязательств, выполнение которых обязуются контролировать. Что касается видов международного контроля, то они отражают субъектов, осуществляющих контроль. Формы же контроля характеризуют порядок организации контрольных функций участников соглашений. О.И. Тиунов выделяет также способы и методы контроля. 

Способ контроля отражает направления деятельности субъектов контроля в связи с реализацией их функций (например, проверка на местах, осуществление намерений), а метод контроля представляет собой специальную процедуру, приемы, способствующие достижению целей контроля в рамках установленного соглашением способа контроля. (Тиунов О.И. СССР и обеспечение международных договоров. Пермь, 1986, с. 55-57). О.Н. Хлестов рассматривает в качестве форм международного контроля осуществление его самими государствами индивидуально и коллективно, специальным международным механизмом или в их комбинации. (Хлестов О.Н. Становление и перспективы развития контроля за соблюдением международных обязательств государств РЕМП 1992. Санкт-Петербург, 1994, с. 146-154). 

Болгарский ученый П. Радойнов подразделяет международный контроль на определенные формы и виды и в то же время считает, что подобное деление с научной точки зрения носит условный характер. Он отмечает, что в современном международном праве существует два вида международного 19 контроля: индивидуально-спорадический и коллективноинституционный. Индивидуальный международный контроль реализуется отдельным государством по договору или конвенции, а коллективный – международной организацией. 

Судебный, административный и судебно-административный контроль – подвиды коллективного международного контроля. Оба вида международного контроля имеют различные формы проявления (представление и обсуждение докладов, инспекции, анализ и исследование документов и т.д.). (Радойнов П. Правотворческие функции на международные организации София, 1975, с. 189-192). Польский ученый В. Моравецкий, рассматривая международный контроль, осуществляемый международными организациями в стадии сопоставления и оценки соответствия фактического положения нормативному, а также при установлении вины и ответственности государств и других субъектов, различает два главных вида: политический и судебный контроль. Представление информации, отчетов, докладов, расследования, инспектирование и т.д. он относит к формам контроля. Под политическим контролем В. Моравецкий понимает вид контроля, наиболее часто встречающийся в современных международных организациях, когда поведение государства, в сущности, оценивается с точки зрения его соответствия интересам всех или большинства государств- членов международной организации в целом. Политический контроль обычно не выходит за рамки консультации, продуктом его выступают решения в форме рекомендаций и предложений. В виде исключения используется судебный контроль – рассмотрение дел арбитражной комиссией или международным судом. (Моравецкий В. Функции международных организаций. М., 1976, с. 175-178). Представитель английской доктрины Я. Броунли также подразделяет контрольные функции международных организаций на политический (внутренний и внешний) и судебный контроль. (Броунли Я. Международное право М., 1977 Кн.2, с. 437-445). Р.М. Валеев выделяет следующие выработанные международно-правовой практикой формы международного контроля, осуществляемого: государствами индивидуально или коллективно; международными организациями (МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО и др.); специально учрежденными международными органами (Комитет по правам человека и др.); специальными миссиями, состоящими из представителей различных государств; специальными представителями (посланниками) Генерального Секретаря ООН. (Валеев Р.М. Международный контроль. Казань, 1998, с. 23). Нельзя смешивать международный контроль с национальным. 

Контрольные функции внутри самих государств зачастую осуществляются национальными средствами. Национальные средства контроля по договоренности государств могут быть применены и за пределами собственной территории при строгом соблюдении основополагающих принципов международного права. Национальная форма контроля осуществляется без участия других государств, поэтому не носит международно-правового характера. Внутригосударственные меры обеспечения выполнения международных обязательств никогда не становятся международными. Национальный контроль может содействовать осуществлению международного контроля или проводиться в тесной взаимосвязи с последним.

 Как подчеркивает Г.В. Игнатенко, благодаря общему (совмещенному) объекту отдельные группы межгосударственных и внутригосударственных отношений образуют сложные комплексы, регулируемые и международно-правовыми, и национально-правовыми нормами. Более того, государства в международных договорах в некоторых случаях непосредственно закрепляют свои обязательства по осуществлению контроля национальными средствами. (Игнатенко Г.В. Международное и советское право: проблемы взаимодействия правовых систем // Сов. государство и право. 1985. № 1, с. 77).

Последнее изменение: пятница, 23 ноября 2018, 10:49