Конвенция содержит нормы, которые определяют обязательства государств — участников по исполнению постановлений Европейского Суда и возлагают контроль за исполнением постановлений Суда на органы Совета Европы.

Контроль со стороны органов Совета Европы осуществляется за государством, являющимся ответчиком по делу, по которому принято постановление Европейского суда, в рамках правовых обязательств по выплате справедливой компенсации, принятию общих и/или индивидуальных мер в рамках национального правопорядка.

Контрольная деятельность за исполнением постановлений Европейского суда осуществляется органами Совета Европы — Комитетом министров и Парламентской ассамблеей — посредством проведения консультаций, дебатов, предоставления докладов государствами в Комитет министров, принятия контрольными органами Совета Европы решений, в форме рекомендаций, указаний государствам — членам организации.

В соответствии со статьей 44 Конвенции постановление Суда становится окончательным через три месяца после вынесения, если стороны не заявляют, что они будут просить о передаче дела в Большую Палату, или если Коллегия Большой Палаты отклоняет обращение о передаче дела в Большую Палату.

С формальной точки зрения обязательства государства, предусмотренные статьей 46 Конвенции, возникают после того, как постановление Суда становится окончательным.

В соответствии с параграфом 2 Правила 77 Регламента Суда постановление Суда в день его вынесения направляется с сопроводительным письмом Секретариата Суда в Комитет Министров.

Согласно статье 14 Устава Совета Европы Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств — участников. При этом заседания Комитета с личным участием министров иностранных дел проводятся лишь два раза в год.

Постоянные представители государств при Совете Европы участвуют в регулярных заседаниях и в специально посвященных обсуждению вопросов исполнения государствами постановлений Суда заседаниях DH. Регулярные заседания проводятся еженедельно. На них обсуждаются различные вопросы: политического характера, здравоохранения, экологии, прав человека и многие другие, относящиеся к компетенции Совета Европы. Заседания DH посвящены обсуждению вынесенных Судом постановлений, которые находятся под контролем Комитета Министров.

Как только постановление Суда, констатирующее нарушение Конвенции, приобретает окончательный характер, оно ставится на повестку дня ближайшего заседания DH, (правило 2 Правил Комитета министров по контролю за исполнением постановлений и условий мировых соглашений, принятых 10 мая 2006 г.). После этого постановление Суда рассматривается Комитетом министров периодически, с интервалами, как правило, не превышающими 6 месяцев (правило 7 Правил).

Заседания DH, проводятся, как правило, каждые два месяца, то есть 6 раз в год, за исключением ситуаций, требующих немедленного вмешательства Комитета. В этом случае рассмотрение дела включается в повестку дня регулярных заседаний. К делам относятся, например, те, по которым необходимо принять срочные индивидуальные меры. В частности, по делу Илашку и другие против Молдовы и России двое заявителей (Ивантос и Петров — Попа) содержались под стражей в Приднестровье, несмотря на вынесенное постановление, в котором Суд признал нарушение статьи 5 Конвенции в части произвольного и неправомерного тюремного заключения. Государства — ответчики в течение длительного времени не принимали каких-либо мер по освобождению названных заявителей.

Подобные дела находятся на повестке дня заседаний Комитета Министров до тех пор, пока Комитет не сочтет постановление исполненным и, соответственно, не завершит его рассмотрение принятием окончательной резолюции (правило 17 Правил).

Вплоть до завершения рассмотрения дела Комитет может принимать на различных этапах контроля так называемые Промежуточные резолюции (Interim Resolutions) с выражением своей позиции по различным вопросам, связанным с исполнением постановлений Суда (правило 16 Правил).

Комитет Министров осуществляет данные ему Конвенцией полномочия при содействии Департамента по контролю за исполнением постановлений Европейского суда (далее – «Департамент»), который входит в структуру Генерального Директората по правам человека Совета Европы (DG II).

Сотрудники Департамента изучают и готовят дела для каждого заседания DH Комитета Министров: анализируют внутреннее законодательство государства-ответчика, разрабатывают предложения по принятию соответствующих мер индивидуального и общего характера, которые вытекают из постановления Суда, и должны быть приняты государством, проводят встречи с делегациями государств — членов.

Департамент приглашает государство — ответчика прояснить некоторые аспекты исполнения постановлений Суда, например, текущую ситуацию, в которой находится заявитель, или принятие новых нормативно — правовых актов, позволяющих предотвратить выявленные нарушения в будущем.

Следует отметить, что после заседания DH публикуется не только повестка дня с аннотациями, но и документы, переданные в Комитет министров, представителями министров, кроме тех документов, на сохранении конфиденциальности которых государства настаивают (правило 8 Правил).

В случае заключения мирового соглашения, согласно которому государство берет на себя определенные обязательства, Комитет Министров при помощи Департамента контролирует выполнение условий мирового соглашения на основании Правил по контролю за исполнением постановлений Суда и выполнением условий мирового соглашения.

В связи с принятием Протокола № 14, направленного на реформу механизмов Конвенции, в том числе, в связи с постоянно увеличивающимся потоком жалоб в Суд и, соответственно, количеством постановлений, поступающих на контроль в Комитет министров, контрольная деятельность за исполнением постановлением претерпела некоторые изменения.

Статья 46 Конвенции была дополнена положением, расширяющим возможности Комитета министров по принятию мер в случаях уклонения государств от исполнения постановлений Суда (правило 11 Правил Комитета). В таком случае Комитет министров вправе согласно Протоколу №14 поставить вопрос о неисполнении государством своего обязательства в соответствии с частью 1 статьи 46 Конвенции перед Судом. Если Суд находит нарушение части 1, он передает дело в Комитет Министров для рассмотрения мер, которые будут предприняты в связи с этим. При этом дело передается в исключительных случаях и только после официального уведомления заинтересованной стороны. Если Суд не находит нарушения пункта 1, он информирует об этом Комитет Министров, который прекращает контроль за исполнением постановления Суда.

Правила функционирования Комитета министров в рамках пункта статьи 46 Конвенции изменились незначительно. Но проблему длительного или ненадлежащего исполнения постановлений Суда необходимо решать. Время покажет, как новый механизм будет функционировать на практике, как часто будет использоваться, а главное эффективность изменений, внесенных Протоколом №14 в контрольную деятельность.

На настоящий момент одним из самых распространенных методов, позволяющих Комитету Министров добиваться исполнения постановления, являются дебаты. Они проводятся на заседаниях DH Комитета Министров и посвящаются обсуждению дел, которые:

- требуют специального контроля за реализацией индивидуальных мер;

- являются новшеством в прецедентном праве Суда; - вскрывают потенциальную систематическую проблему;

- касаются решения в отношении двух государств. В ходе дебатов постоянные представители государств делают заявления о принятых мерах.

Сотрудники Департамента проводят двусторонние консультации с государствами по вопросам исполнения постановлений Суда. Так, например, в 2009 г. консультации проводились по делу Лешута и Фраккаро против Бельгии в связи с принятием мер индивидуального характера. По делу Фолжеро и другие против Норвегии Департамент консультировал норвежские власти в процессе решения вопроса о необходимых мерах общего характера.

Департамент по исполнению постановлений Европейского Суда готовит документы по особо важным вопросам. Например, им подготовлен Меморандум о действиях служб безопасности в Турции и в Соединенном Королевстве, на основе которых впоследствии Комитет Министров принял ряд резолюций: Промежуточная резолюция Комитета министров ResDH(2005)20 «Действия сил безопасности в Северной Ирландии» (по делу «МакКерр против Соединенного Королевства» и пяти подобным делам), Промежуточная резолюция Комитета министров DH(99)434 «Действия служб безопасности в Турции: меры общего характера» (по делам Акдивар и др. против Турции, Аксой против Турции, Джетин против Турции, Айдын против Турции, Ментес и др. против Турции, Кайа против Турции, Йилмаз и др. против Турции, Сельджук и Аскер против Турции, Курт против Турции, Текин против Турции, Гюледж против Турции, Эрги против Турции, Йаса против Турции). Промежуточная резолюция Комитета министров ResDH(2005)43 «Действия сил безопасности в Турции: достигнутый прогресс и нерешенные проблемы».

В соответствии с Правилом 16 Правил Комитет «вправе принимать промежуточные резолюции, особенно чтобы представить информацию о продвижении процесса исполнения или, если необходимо, выразить обеспокоенность и/или представить предложения относительно исполнения». По завершению исполнения постановления Суда Комитет Министров выносит окончательную резолюцию.

Последнее изменение: воскресенье, 30 декабря 2018, 11:06