Тематический план

  • Тема 1. История становления и развития института защиты меньшинств в международном праве.

    Исторические предпосылки возникновения международной защиты прав меньшинств. Тридцатилетняя война. Вестфальский мирный договор 1648 года и проблемы обеспечения равноправия религиозных меньшинств в Германии. Договоры в рамках Вестфальского мирного трактата между европейскими державами по обеспечению защиты прав религиозных меньшинств. Появление института защиты прав религиозных меньшинств в межгосударственных отношениях в Европе. Концепция национального государства и появление проблема защиты прав национальных меньшинств. Венский конгресс 1815 года о проблемах защиты прав национальных меньшинств. Парижский мирный трактат 1856 года о правах и равенстве религиозных и национальных меньшинств. Другие международные договоры о проблемах защиты прав меньшинств: Конвенция относительно устройства дунайских княжеств Молдавии и Валахии 1858 года, Протокол по сербским делам 1862 года, Меморандум по балканским делам 1876 года, Сан-Стефанский прелиминарный мирный договор 1878 года, Берлинский трактат 1878 года, Русско-турецкий мирный договор 1879 года и др. Практика постепенного установления международной защиты прав меньшинств и ее конвенционное закрепление. Проблемы обеспечения защиты прав меньшинств на практике в виду отсутствия правового и организационного механизма контроля процесса выполнения обязательств государствами.

    Итоги Первой мировой войны и проблемы защиты меньшинств. Система защиты меньшинств Лиги Наций. Комитет новых государств и защиты меньшинств Лиги Наций и его практическая деятельность.

    Документы, разработанные и принятые в рамках Лиги Наций о правах меньшинств и их юридическая сила. Договоры, заключенные во исполнении Версальского мирного договора 1919 года между союзными и другими государствами, регулирующие в том числе права меньшинств. Двусторонние соглашения между государствами по вопросам меньшинств. Соглашение между Финляндией и Швецией о гарантиях для Аландских островов 1921 года как модель автономии для меньшинств. Статистика численности меньшинств (как национальных, так и религиозных) в европейских государствах. Договорные обязательства европейских государств по обеспечению прав меньшинств. Компетенция Совета и Ассамблеей Лиги Наций по вопросам меньшинств и их практическая деятельность. «Комитет трёх» Лиги Наций и его деятельность. Анализ резолюций Совета и Ассамблеей Лиги Наций по данной проблематике.


  • Тема 2. История становления и развития института защиты коренных народов в международном праве.

    Краткий исторический экскурс в вопрос колонизации земель коренных народов. Анализ дискриминационных идеологических кон­цепций колониальных держав в отношении коренных народов для придания легитимности притязания на земли аборигенов и их освоения: «первооткрывательство», «право завоевате­ля», «соглашение», «цессия», «папская дарственная», «фактическое за­селение», «ничейная земля», «попечительство», «внутренние зависи­мые народы», «наставнические обязанности цивилизованных госу­дарств по отношению к аборигенам», «опека», «забота» и т.п.

    Договорные взаимоотношения между коренными народами и колонизаторами.  Предмет, субъекты, объекты, содержание и классификация этих договоров.

    Губительное влияние колонизации на коренные народы и его статистика.

    Выступление представителей американских индейцев на Парижской мирной конференции в 1919 году и начало нового этапа в истории коренных народов. Создание МОТ и ее практическая деятельность в области защиты прав коренных народов. Учреждение в 1921 году Комитета экспертов Административного совета МОТ по условиям труда тузем­ного населения. Краткий анализ положений конвенций МОТ по проблемам коренных народов: № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» от 28 июня 1930г., № 50 «О регламентации некоторых особых систем вербовки трудящихся» от 20 июня 1936г., № 64 «О регламентации письменных трудовых договоров трудящихся коренного населения» от 27 июня 1939г., № 65 «Об уголовных санкциях за нарушение трудовых договоров трудящимися коренного населения» от 27 июня 1939г.

    Первое всеобъемлющее исследо­вание МОТ 1953 года об условиях труда и жизни коренного населения. Конвенция МОТ № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах» 1957 года. Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» 1989 года.

    ООН и проблемы защиты прав коренных народов. Подкомиссия по пре­дупреждению дискриминации и защите меньшинств. Специальный докладчик Комиссии Хосе Мартинес Кобо по проблемам дискриминации коренного населения и его исследование.  Учреждение в 1982 году Рабочей группы ЭКОСОС по коренному населению ее деятельность. Исследования Рабочей группы по проблемам коренных народов. Председатели Рабочей группы: г-жа Эрика-Ирэн Даес (с 1983 по 1999 год) и г-н Мигель Альфонсу Мартинес (с 1999 по 2000 год). Разработка проекта декларации прав коренных народов.  

    Декларация ГА ООН о правах коренных народов мира  от 13 сентября 2007 года. Экспертный механизм по правам коренных народов - преемник Рабочей группы по правам коренного населения. Другие органы ООН по защите прав коренных народов. Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов. Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, Межучережденческая группа поддержки по вопросам коренных народов. Целевой фонд второго Международного десятилетия коренных народов мира. Международные десятилетия коренных народов.


  • Тема 3. Понятия «меньшинство» и «коренной народ»: международно-правовые аспекты их определения.

    Первые попытки выработки определения термина «меньшинство» в рамках Лиги Наций. Проблема отсутствия общепринятого определения понятия «меньшинство» в международном праве. Учреждение Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (1947г.). Практическая деятельность Подкомиссии по выработке общепринятого определения понятия «меньшинство»: проект Монро; проект резолюций Подкомиссии «Определение понятия меньшинств в целях защиты ООН», ее основные положения. Рабочая группа открытого состава Комиссии ООН по правам человека и ее деятельность по выработке определения термина «меньшинство». Итоги дискуссий в рамках Комиссии по правам человека по вопросам выработки определения понятия «меньшинство» 70-80-е годы XX столетия.

    Критерии Комиссии по правам человека по определению понятия «меньшинство»: количественный аспект; негосподствующее положение; различие в этническом, или национальном характере, культуре, языке или религии; индивидуальное отношение.

    Декларация о правах лиц, принадлежащих к этническим, национальным, языковым и религиозным меньшинствам 1992 года, её основные положения.

    Замечания Комитета по правам человека общего характера №22 (1993) и № 23 (1994) о правах меньшинств, основные их положения.

    Шестой форум по вопросам меньшинств (2013г.). Классификация меньшинств.

    Мнения, идеи и предложения ученых А. Эйде, Ф. Капоторти, Ж. Дешен, Д. Турк, Т. Вейнер, С. Томушат, А.Х. Абашидзе и др. по определению понятия «меньшинство» и их классификации.

    Проблема отсутствия общепринятого определения понятия «коренной народ» в международном праве. Какие народы являются коренными? Субъективные и объективные стороны данной проблематики.

    Определение понятия «коренной народ» в конвенции МОТ № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых государствах» 1957 года. Определение понятия «коренной народ» в конвенции МОТ №169 «О коренных и племенных народах в независимых странах» 1989 года.

    Косвенное регулирование понятия «коренной народ» в других конвенциях МОТ: Конвенция №64 «Трудовые договоры трудящихся коренного населения» 1939 года, Конвенция №65 «Уголовные санкции для трудящихся коренного населения 1939 года, Конвенция №86 «Трудовые договоры, трудящихся коренного населения» 1947 года, Конвенция №104 «Отмена уголовных санкций для коренного населения» 1955 года.

    Рабочее определение ООН понятия «коренной народ», сформулированное Специальным докладчиком по проблеме дискриминации коренного населения для Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Хосе Мартинесом Кобо. «Коренной народ» - как международно-правовой термин в Декларации ООН о правах коренных народов 2007 года.

    Основные компоненты понятия «коренной народ».


  • Тема 4. Статус меньшинств и коренных народов в современном международном праве.

    Принцип равноправия и недискриминации в Уставе ООН 1945 года, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и меньшинства. Предложения некоторых государств включить в проект Всеобщей декларации отдельное положение о меньшинствах.

    Международно-правовые документы прямо или косвенно регулирующие статус меньшинств: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г.; Конвенция о правах ребенка 1989г.; Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966г.;        Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992г.

    Дискуссий в рамках Подкомиссий и Комиссий по правам человека в процессе разработки и принятия Пактов о правах человека относительно прав меньшинств.

    Деятельность Международной организации труда по защите прав меньшинств (Конвенция относительно дискриминации в области труда и занятий 1958г., Конвенция о политике в области занятости 1964г., их основные положения).

    Деятельность Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) по защите прав меньшинств (Конвенция о борьбе в области образования 1960г., Декларация о расе и расовых предрассудках 1978г., их основные положения).

    Международные стандарты по защите прав меньшинств.

    Общепризнанные принципы современного международного права – основа определения статуса коренных народов. Положения международно-правовых документов, прямо или косвенно регулирующих статус коренных народов: Устав ООН 1945г., Всеобщая декларация прав человека 1948г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.; Международная конвенция 1966г. о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция 1948г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г.;       Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973г.; Конвенция МОТ № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной образ жизни в независимых государствах» 1957г.; Конвенция МОТ № 169 «О коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах» 1989г.; Декларация ООН о правах коренных народов 2007г.

    Всемирные конференции ООН по борьбе против расизма и расовой дискриминации 1978 и 1983 годов и положения принятых на них документов о статусе коренных народов.

    Необходимость наличия минимальных стандартов прав и обязанностей коренных народов для их выживания, сохранения и развития, как отдельных этнических групп, так и народов в целом, со своими культурами, языками, обычаями, традициями и вероисповеданиями.

    Права коренных народов в области владения, пользования и распоряжения своими исконными землями, территориями и их богатствами.


  • Тема 5. Принцип равноправия и самоопределения народов и права меньшинств и коренных народов.

    Появление и развитие принципа национальности в международных отношениях и международном праве (XVIIIв.) и его развитие. Принцип равноправия и самоопределения народов как один из основополагающих принципов действующего международного права. Правовая регламентация права народов на самоопределение в современном международном праве: Устав ООН 1945г., Международные пакты о правах человека 1966г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970г., Хельсинский Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974г. и др. 

    Концепция отечественных юристов-международников в отношении принципа самоопределения народов (И.П. Блищенко, Г.Б. Старушенко, А.Х Абашидзе и др.).

    Проблемы сохранения и развития культуры, языков, традиций и обычаев меньшинств. Право меньшинств на самоопределение и принцип «uti posideties». Проблемы сепаратизма в современных международных отношениях, проблема «непризнанны государств». Формы и виды самоопределения народов, включая меньшинств, без сепарации: субъект федерации (территориальная автономия), национально-культурная автономия и др.

    Батумская декларация «Автономия и международное право» 1995 года и 10 ее основных принципов. Право на самоопределение меньшинств и право на развитие. Проблемы предоставления международных гарантий самоуправления коренных народов.

    Принцип равноправия и самоопределения народов как один из основополагающих принципов современного международного права, его юридическое содержание. Современная трактовка права народов на самоопределение в международно-правовой литературе.

    Понятие термина «народ», его основные компоненты. Исследования, проводимые в рамках ООН по определению термина «народ»: 1. Основные положения исследования Специального докладчика ООН по проблемам права на самоопределение г-на Кристеску; 2. Основные положения исследования Гектора Гросса Эспелья в рамках Подкомиссии по пре­дупреждению дискриминации и защите меньшинств под названием «Право на самоопределение. Выполнение резолюций ООН», проведенного в 1980 году.

    Являются ли коренные народы «народами»? Имеют ли коренные народы право на самоопределение наряду с другими народами? Основные положения исследований, проведенных в рамках Рабочей группы по коренным группам населения (в последующем, с 1992 года, Рабочая группа по коренным народам) в контексте права народам на самоопределение.

    Проблемные вопросы самоопределения коренных народов в контексте их выживания, сохранения и развития как отдельных этносов, этнических групп и народов в целом. Функциональная или территориальная автономия как вариант самоопределения коренных народов. Мировая практика предоставления автономии коренным народам на местном и федеральном уровнях (Дания, РФ, Финляндия, Швеция, Норвегии).  Проблемы «интеграции» - «ассимиляции» коренных народов.

    Право коренных народов на развитие. Проблемы обеспечения гарантий, в том числе международных, самоуправления коренных народов.


  • Тема 6. Защита меньшинств и коренных народов системой правозащитных механизмов ООН.

    Основные положения Декларации о правах лиц, принадлежащих к меньшинствам или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 года и Декларации ООН о правах коренных народов 2007 года в контексте содействия Организаций Объединенных Наций в реализации этих прав.

    Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), его структурные звенья и защита прав меньшинств и коренных народов.

    Совет по правам человека, его структурные подразделения и защита прав меньшинств и коренных народов:

    - Универсальный периодический обзор (УПО);

    - Консультативный комитет Совета ООН по правам человека;

    - Процедура рассмотрения жалоб;

    - Рабочая группа по сообщениям;

    - Рабочая группа по ситуациям;

    - Специальные процедуры Совета ООН по права человека;

    - Мандат Независимого Эксперта по вопросам меньшинств;

    - Рабочая группа открытого состава по праву на развитие;

    - Социальный форум;

    - Форум по проблемам меньшинств;

    - Экспертный механизм по правам коренных народов;

    - Постоянный форум по вопросам коренных народов;

    - Фонд добровольных взносов ООН для коренного населения.


  • Тема 7. Экологические права коренных народов по современному международному праву.

    Коренные народы и окружающая среда. Традиционное природопользование - важное составляющее выживания, сохранения и развития коренных народов как самостоятельных этносов и этнических групп.  

    Правовое регулирование экологических прав коренных народов многосторонними международно-правовыми актами: Конвенция МОТ №169 о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989г.; Документы Конференции Рио-де-Жанейро по окружающей среде 1992г. (Декларация по окружающей среде, Повестка дня на XXI век, Принципы лесоводства); Декларация ООН о правах коренных народов 2007г.; Конвенция о биологическом разнообразии 1992г. (Рио-де-Жанейро); Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод 2010г.; Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961г. (пересмотрена в 1991г.); Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973г.; Договор об Антарктике 1959г.; Соглашение о сохранении белых медведей 1973г.; Документ конференции Рио-де-Жанейро по устойчивому развитию («Рио+20») 2012г. – «Будущее, которое мы хотим».

    Правовое регулирование экологических прав коренных народов двусторонними международно-правовыми актами: Соглашение между РФ и США о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя 200г.; Соглашение между РФ и КНР о рациональном использовании и охране трансграничных вод 2008г. и др.;

    Вклад международных межправительственных организаций в дело защиты экологических прав коренных народов: 1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – ФАО: Международный договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства 2001г.; 2. Всемирная торговая организация – ВТО: соглашения ВТО по ТРИПС 1994г.; 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности – ВОИС: Договор ВОИС о патентной кооперации, Договор ВОИС  о патентном праве 2000г.; 4. Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования – ЮНЕСКО: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972г. (вступила в силу в 1975 году, к сентябрю 2012г. её ратифицировали 190 стран), Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО (World Heritage Programme), Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ: программа «Ядерная безопасность и защита окружающей среды»;Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ: - изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой ;Всемирная метеорологическая организация ООН – ВМО: исследование воздействия человека на природу и климат планеты посредством ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды; Международная морская организация – ИМО: проблемы охраны морей от загрязнения; Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme) – ЮНЕП; Арктический совет (Северный совет) и др.

    Практическая деятельность международных органов по защите экологических прав коренных народов: договорные органы по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, Американский суд по правам человека, Европейский суд по правам человека.

    Правовое регулирование экологических прав коренных народов на национальном уровне: ФЗ №166 РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов 2004г., ФЗ № 82 РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» 1999г.; Лесной кодекс РФ 2006г.; Водный кодекс РФ 2006г.; ФЗ РФ «О континентальном шельфе 1995г.; ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004г.; ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002г. и др.

    Генетические ресурсы и традиционные знания коренных народов: проблемы доступа к ним и совместного использования выгод. 


  • Тема 8. Национально-правовое регулирование защиты прав меньшинств.

    Краткий исторический экскурс в проблему. Широкий спектр форм и средств защиты прав меньшинств в различных странах.

    Региональное «разнообразие» защиты прав меньшинств на национальном уровне.

    Проблемы национально-правовой защиты меньшинств в африканских странах. Проблемы трайбализма, религиозного, языкового различия и этнических противоречий. Принцип «uti posideties» и проблемы разделенных народов.         

    Проблемы национально-правовой защиты меньшинств в латиноамериканских странах. Проблемы индейцев и других этнических групп. Тенденции признания двух и более языков в качестве государственных в некоторых государствах. Анализ национального законодательства отдельных стран об индейцах (Аргентина, Перу, Панама, Боливия, Эквадор и др.).

    Общая картина национально-правового регулирования прав меньшинств в азиатских странах. Правовое положение меньшинств в Китае. Анализ китайского закона 1984 года «О национальной районной автономии». Проблема Тибета и Восточного Туркестана. Правовое положение меньшинств в Индии.

    Проблемы национально-правовой защиты меньшинств в Европе. Правовая регламентация защиты меньшинств в законодательстве Австрии, Румынии, Украины, Эстонии, Латвии. Законодательство РФ о меньшинствах (ФЗ 1996 года «О национально-культурной автономии»).


  • Тема 9. Национально-правовое регулирование защиты прав коренных народов.

    Проблемы защиты прав коренных народов на национальном уровне. Регламентация конституциями, конституционно-правовыми актами, законами и подзаконными актами правового статуса коренных народов (примеры – РФ, Венесуэла, Гайана, Перу, Новая Зеландия, Эквадор, Мексика, Боливия, Швеция, Норвегия, Финляндия и др.).

    Разнообразие терминологии для обозначения национальными законодательствами государств коренных народов. Национально-правовая регламентация культурных, религиозных, социально-экономических, земельных и иных прав коренных народов.  

    Национальные законодательства стран Латинской и Северной Америки о правах коренных народов.

    Национальные законодательства Скандинавских стран о правах коренных народов.

    Статутное право Австралии и Новой Зеландии о правах коренных народов.

    Российское законодательство о правах коренных малочисленных народов.

    Проблемы правового регулирования статуса коренных народов в африканских странах.