Лекция 2: Международно-правовое регулирование биоэтики и права человека

 

Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Термин «биоэтика» ввёл американский биохимик Ван Ренселлер Поттер в 1969 году, биоэтика рассматривается автором, как наука, объединяющая биологию и этику.

Термин состоит из двух частей: bios (греч.) – жизнь, ethica (греч.) – этика, то есть этика жизни.

Вопросы биоэтики – аборты, суррогатное материнство, ЭКО, эвтаназия, клонирование, пересадка органов, проведение клинических испытаний, манипуляции со стволовыми клетками, генная инженерия, смена пола.

Биоэтика помогает находить ответы на сложнейшие этические ситуации.

Уже в преамбуле «Нюрнбергского кодекса» 1947 г. отмечалось: «Тяжесть имеющихся у человек улик заставляет сделать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими четко определёнными рамками».

Суть положений Нюрнбергского кодекса заключается в требовании сведения до минимума возможного риска, а также «всех физических и психических страданий и повреждений», гарантии того, что исследование будет проводиться квалифицированными специалистами, а также соблюдения права испытуемого на отказ от участия в исследовании на любом этапе его проведения…»

Нюрнбергский кодекс стал первым международным документом, закрепляющим принципы проведения медицинских опытов на людях, вводящий этические нормы для ученых, занимающимися медицинскими экспериментами.

Нюрнбергский кодекс также стал основополагающим документом деятельности Всемирной Ассоциации врачей.

На универсальном уровне вопросам биоэтики посвящены:

Нюрнбергский кодекс 1947 г.;

Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта» 1964 г.;

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека ЮНЕСКО 1997 г.;

Декларация о генетических данных человека ЮНЕСКО 2003 г.;

Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека ЮНЕСКО 2005 г.;

Декларация ООН «О клонировании человека» 2005 г.

В рамках Программы ЮНЕСКО по биоэтике функционируют два совещательных органа:

1. Международный комитет по биоэтике (МКБ), который следит за тем, чтобы при проведении научных исследований оставался незыблемым принцип уважения достоинства каждого человека и его прав.

2. Межправительственный комитет по биоэтике (МПКБ), которые встречаются как минимум раз в 2 года с целью проведения анализа рекомендаций МКБ. МПКБ уведомляет МКБ о своих решениях и представляет их, а также предложения по реализации решений на рассмотрение Генеральному директору ЮНЕСКО для последующей передачи государствам-членам, Исполнительному комитету и Генеральной конференции.

На региональном уровне вопросы биоэтики регулируются Конвенцией о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (Конвенция о правах человека и биомедицине) Совета Европы 1997 г. (+ 4 Дополнительных протокола):

1. Дополнительный протокол, касающийся запрещения клонирования человеческих существ 1998 г.;

2. Дополнительный протокол относительно трансплантации органов и тканей человека 2002 г.;

3. Дополнительный протокол в области биомедицинских исследований 2005 г.;

4. Дополнительный протокол, касающийся генетического тестирования в медицинских целях 2008 г.

Для контроля за исполнением государствами-участниками положений Конвенции о правах человека и биомедицине Совета Европы 1997 г., внесения поправок и применения Конвенции в соответствии с последними достижениями науки был создан Руководящий комитет по биоэтике, впоследствии преобразован в Комитет по биоэтике в 2012 г.

В 1992 г. под эгидой Российской Академии наук создан Российский Национальный комитет по биоэтике.

Выступая в Коста-Рике в марте 1999, создатель термина, В. Поттер сказал в заключение своего доклада: «Я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность, как науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова «гуманность».

На национальном уровне можно отметить Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г, Федеральные законы РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека 1993 г., «О временном запрете на клонирование» 2002 г., Федеральный Закон № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» 1996 г., «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации» 2012 г., приказ Минздрава России «О применении вспомогательных репродуктивных технологий в терапии женского и мужского бесплодия» 2012 г.

 

Казусы:

В решениях Европейского Суда по правам человека, многие из которых обладают силой прецедента будучи обязательными для дальнейших сходных решений, часто затрагиваются вопросы биоэтики.

Например, дела Серинг против Великобритании (1989), Зет против Финляндии (1989), Эванс против Великобритании (2000), Петрова против Латвии (2002), Претти против Соединенного Королевства (2002), Во против Франции (2004).

В деле «Эванс против Соединенного Королевства» (N 6339/05) заявительница и ее партнер J. в 2000 г. начали курс лечения бесплодия. Заявительнице поставили диагноз: «предраковое состояние яичников» и рекомендовали провести до их удаления цикл искусственного оплодотворения. В 2001 г. они обратились в клинику, в результате чего были получены шесть зародышей, которые были помещены на хранение. Через две недели заявительнице была сделана операция по удалению яичников. Ей разъяснили, что имплантация зародышей в матку будет возможна только через два года. В 2002 г. отношения между заявительницей и J. прекратились, и он уведомил клинику о том, что не дает согласия на использование зародыша или продолжение его хранения. Заявительница возбудила производство в Высоком суде, требуя, в частности, обязать J. дать согласие. Ее требования были отклонены. В 2004 г. Апелляционный суд оставил в силе решение Высокого суда. В разрешении на обжалование заявительнице было отказано.

Заявительница жаловалась на то, что законодательство страны допускало отзыв согласия ее бывшего партнера на хранение и использование зародышей, что лишило ее возможности когда-либо стать матерью ребенка, с которым она имела бы генетическую связь.

Заявительница указывала на нарушение Европейской конвенции по правам человека и основных свобод (ЕКПЧ), а именно, статьи 2 (право на жизнь), статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни), статьи 14 (запрещение дискриминации).

По законодательству Великобритании эмбрион не обладает правами человека, а согласно Закону «Об оплодотворении человека и эмбриологии» Великобритании 1990 г. (Приложение 3, п.4) само согласие на использование гамет или эмбрионов может быть отозвано путем извещения лицом, давшим согласие, лица, осуществляющего хранение гамет или эмбриона, которых касается такое согласие.

По поводу соблюдения требований статьи 2 Конвенции. По причинам, приведенным Палатой в ее постановлении от 7 марта 2006 г., а именно в том, с какого момента может ставиться вопрос о соблюдении государством права на жизнь (см. «Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека» N 84 соответствует «Бюллетеню Европейского Суда по правам человека» N 10 за 2006 год) эмбрионы не обладали правом на жизнь.

По поводу соблюдения требований статьи 8 Конвенции, что касается природы затронутых прав, понятие «личной жизни» включает право на уважение как решения о том, чтобы иметь ребенка, так и о том, чтобы его не иметь.

         В соответствии с Законом «Об оплодотворении человека и эмбриологии» 1990 года каждый из партнеров вправе отозвать свое согласие до того, как зародыш будет помещен в матку заявительницы.

         Суд пришел к выводу, что отказ сожителя заявительницы от дальнейшего хранения замороженных эмбрионов был правомерен и что в связи с этим по делу не было допущено нарушений ни статьи 8, ни статьи 14 в сочетании со статьей 8 Конвенции.


Последнее изменение: вторник, 20 февраля 2018, 15:46