Права человека в борьбе с терроризмом

 

Терроризм не является новым явлением для человеческого общества. Исторически терроризм    имел место еще в древних государствах. Однако виды, методы и формы терроризма в современном обществе принуждают государства предпринимать радикальные меры в целях его ликвидации или, по крайней мере, для его минимизации. Терроризм является опасным общественным деянием, которое может подрывать основу государства и общества. Терроризм сам по себе представляет собой сложное социальное явление, что затрудняет его определение не только в рамках одного государства, но и международным сообществом.

Трудность определения терроризма на универсальном уровне объясняется разными причинами: политическими, социальными, экономическими и даже патологическими. Самые ранние попытки определения терроризма на универсальном уровне можно отнести ко времени создания ООН и колониальной борьбы за независимость в странах так называемого третьего мира, когда действия национальных освободительных движений были квалифицированы колониальными владельцами как акты терроризма, а лидеры этих движений - как террористы. Яркими примерами подобных движений являются движение по освобождению Палестины (ФАТА) в Палестине, Африканский национальный конгресс (АНК) в Южной Африканской Республике и др. с такими лидерами, как Ясер Арафат, Нельсон Мандела и др. Эти движения и их лидеры со временем были признаны как организации и лидеры, действительно борющиеся за права и свободу человека. Более того, эти люди позже даже стали настоящими иконами в мире. Таким образом, сложно было определить, что представляет собой терроризм в связи с существованием государств, придерживающихся освобождения мира от колониализма, и тех, кто его практиковал. Это ситуация не могла не оказать влияния на дальнейшие попытки международного сообщества определить, что такое терроризм.

Терроризм по-латински означает «terror» - террор, устрашение, запугивание.

Первая попытка определения терроризма в международном документе была предпринята в Женевской конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1937 года. В ней терроризм был определен как «любые преступные действия, направленные против государства и нацеленные или рассчитанные на то, чтобы вызвать чувство страха у определенных лиц или группы лиц или у широкой общественности». Это определение подверглось критике за неточность, а Конвенция так и не вступила в силу, поскольку не была ратифицирована необходимым числом государств[1]. Это противостояние продолжается и по настоящее время.

Неудачная попытка определения терроризма в международном праве привела к раздроблению определения по различным жизненным отраслям деятельности, имеющим наименьшие разногласия между государствами, вместо общего определения:

1- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года (“Токийская конвенция”), касающаяся авиационной безопасности.

2- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года (“Гаагская конвенция”), касающаяся захвата воздушных судов.

3- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года (“Монреальская конвенция”),

касающаяся актов авиационного саботажа, таких, как взрывы бомб на борту воздушного судна, находящегося в полете

4- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года, касающаяся нападений на высокопоставленных должностных лиц правительств и дипломатов.

5- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года.

6- Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года, касающаяся незаконного захвата и использования ядерного материала

7- Поправки к Конвенции о физической защите ядерного Материала

8- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 года, касающийся террористической деятельности на морских стационарных платформах.

9- Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года, дополняющий конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.

10- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года предусматривает химическую маркировку для облегчения обнаружения пластических взрывчатых веществ, например для борьбы с актами саботажа в отношении воздушных судов.

11- Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года

12- Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года.

13-Протокол 2005 года к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

14- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года, касающаяся террористической

деятельности на борту судов.

15- Протокол 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

16- Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного

терроризма 2005 года.

         Таким образом, в настоящее время на универсальном уровне существуют 16 договоров против терроризма, среди которых 11 основных конвенций, 4 дополнительных протокола и одна поправка. Можно также констатировать, что эти договоры направлены на защиту воздушных судов, дипломатического персонала и должностных лиц, заложников, ядерных объектов, морской среды; и против финансирования терроризма и бомбового терроризма.

         Проект всеобъемлющей конвенции о терроризме ООН не нашел поддержку государств-членов ООН. Статья 2 указанного Проекта конвенции определяет понятие ''террорист'' как:

«Любое лицо совершает преступление в соответствии со смыслом настоящей Конвенции, если оно каким бы то ни было образом незаконно и умышленно причиняет:

a) смерть или тяжкое телесное повреждение любому лицу; или

b) серьезный ущерб государственной или частной собственности, в том числе месту общественного использования, государственному или правительственному зданию, системе общественного транспорта, объекту инфраструктуры или окружающей среде; или

c) ущерб собственности, местам, объектам или системам, упомянутым в пункте 1(b) настоящей статьи, который влечет или может повлечь за собой крупные экономические убытки, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия».

         По словам специалистов, один из недостатков данного документа заключается в попытке отнести экономический ущерб, причиненный террористическими актами к плоскости определения терроризма и нерешенной проблемы освободительных движений.

         При борьбе с терроризмом государства исходят из принципа обязательств по защите своих граждан и по соображениям национальной безопасности, проводя ожесточённую борьбу против терроризма, и иногда в разрезе с общими принципами международного права и в частности международное право прав человека. Это нарушение фундаментальных принципов и прав человека. Это нарушение принципов равенства, недискриминации и других. Это также нарушение права на жизнь, презумпции невиновности; произвольное задержание и задержание «in communicado», пыток и унижение достоинства человека и др. Все это противоречит международным обязательствам государств и т.п.

Следует отметить, что действия государства при борьбе с терроризмом не безграничны. Иначе оно само становится преступным государством. Конкретными примерами нарушения прав человека являются ситуации в Гуантанамо, где десятки людей долгое время содержатся без предъявления обвинения, без суда, без адвокатов. Это создание секретных тюрем во многих странах восточной Европы, арабских странах для применения пыток, это произвольные аресты граждан на территориях ряда стран без уведомления стран, гражданами которого являются задержанные, особенно после 11 сентября 2001г. и т.п.

Необходимо напомнить, что международная борьба с терроризмом кардинально изменялась после 11 сентября 2001 г.



[1] https://www.osce.org/ru/odihr/29104?download=true


Последнее изменение: вторник, 13 марта 2018, 16:40