Пример № 1 

Х. и У. постоянно проживали на территории Германии. Х. – гражданин Германии, У. – гражданка Российской Федерации. В браке родились дети V. и О., каждый год У. на два летних месяца и один месяц зимой вывозила детей в Россию для посещения родственников. Х давал свое разрешение на 121 122 вывоз и пребывание детей на определенный срок в России. В последнюю поездку летом 2017 г. У. детей в назначенный срок не вернула, оформила им гражданство Российской Федерации, записала в школу. Спустя восемь месяцев Х. обратился в российский суд с иском о возвращении незаконно перемещенных детей в место их обычного (постоянного) проживания – Германию. С какого момента можно говорить об удержании? Может ли У. считать обычным (постоянным) местом проживания детей Россию? Каким образом определить обычное (постоянное) место проживания, учитывая частые перемещения детей между государствами? Влияет ли наличие или отсутствие гражданства того или иного государства на определение места обычного (постоянного) проживания ребенка? Как расценивать степень адаптации ребенка к новому месту жительства? 

Пример № 2

Х. и У. являются гражданами Российской Федерации, заключившими брак на российской территории. Во время летних каникул У. вывезла детей в иностранное государство. Х. дал письменное разрешение на пребывание детей в иностранном государстве с 5 июня по 20 августа, однако, заподозрив намерение У. остаться вместе с детьми на постоянное место жительства в иностранном государстве, Х. 7 августа отозвал свое разрешение на вывоз детей. Можно ли говорить в данном случае о незаконном перемещении детей или удержании? Назовите условия для незаконного перемещения и удержания? С какого момента можно говорить об удержании, если оно имело место в данном случае? Можно ли по российскому законодательству отозвать разрешение на вывоз и пребывание ребенка в иностранном государстве? 

Пример № 3 

Х. и У. являются гражданами Украины, проживают в Донецке. В 2014 г. Х. и У. развелись, по решению суда опеку над 122 123 их общим ребенок V. обязался исполнять Х. Ребенок постоянно проживал вместе с отцом. В 2016 г. Y. тайно вывезла ребенка в Россию, не уведомив об этом Х. Y. и V. получили российское гражданство, отказавшись от украинского, Х. трудоустроилась, а V. начал посещать школу. X. обратился в один из установленных судов Российской Федерации с иском о возвращении незаконно перемещенного из Украины в Российскую Федерацию ребенка. Мать ребенка У. в оправдание своих действий ссылалась на риск жизни и здоровью ребенка, ввиду военного конфликта на территории Украины, в том числе в Донецке. У. просила суд отказать в иске Х. о возвращении ребенка в Украину на основании п. б) ст. 13 Конвенции 1980 года, согласно которому «судебный или административный орган запрашиваемого государства не обязан предписывать возвращение ребенка, если лицо, учреждение или иная организация, выступающие против его возвращения, докажут, что…имеется очень серьезный риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным образом поставит его в невыносимые условия». Какое решение в данном случае может быть принято судом? Что в Конвенции 1980 года понимается под «серьезным риском»? 

Пример № 4 

В центральный орган Российской Федерации по Конвенции 1980 года обратились Х. и У. – бабушка и дедушка ребенка, перемещенного на территорию иностранного государства их невесткой, матерью ребенка. Какой ответ должен дать Центральный орган на подобное обращение? Кто вправе обращаться в Центральный орган с запросом о возвращении ребенка или праве доступа к нему? 123 124 

Пример № 5 

В браке Х. и У. родились трое детей. 20 февраля 2017 г. У. переместила детей из Российской Федерации в иностранное государство без согласия их отца У. На момент перемещения старшему ребенку исполнилось 16 лет, среднему – 11, младшему – 4. Может ли Х. обратиться с запросом о возвращении всех детей? И если нет, то, как в таком случае разрешить ситуацию?

Последнее изменение: вторник, 20 ноября 2018, 12:47