Глоссарий
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
П |
---|
ПериодичностьГрафик регулярного представления первоначальных и
периодических докладов государствами-участниками договорным
органам по правам человека, закрепленный в каждом
международном договоре или же определяемый комитетом в
соответствии с положениями договора. Представление первоначального
доклада требуется в течение определенного
периода времени после вступления в силу международного
договора для соответствующего государства (обычно в течение
одного двух лет); затем требуется представление периодических
докладов через регулярные промежутки времени
(обычно через 4–5 лет). | |
ПетицииОбщий термин, охватывающий различные процедуры
представления сообщений в компетентные договорные органы.
Петиции могут представлять собой сообщения от отдельных
лиц или государств-участников с утверждением о
159
160
нарушениях положений договора каким-либо государствомучастником. | |
Последующие мерыПроцедуры, разработанные для обеспечения того,
чтобы государства-участники принимали меры в связи с рекомендациями,
содержащимися в заключительных замечаниях
договорных органов или их решениях в тех случаях, когда
была задействована процедура представления сообщений.
Некоторые комитеты приняли официальные процедуры последующих
мер. Все комитеты требуют от государств включения
информации о последующих мерах в свои периодические
доклады. | |
Правила и процедурыОфициальные правила, принятые договорным органом
по правам человека для регулирования порядка его работы.
Каждый комитет наделен соответствующим международным
договором полномочиями принимать свои собственные
правила процедуры. Правила процедуры обычно охватывают
такие вопросы, как выборы должностных лиц и порядок
принятия решений. Правила процедуры связаны с методами
работы, но отличаются от них. Методы работы – это
прежде всего практика, накопленная каждым договорным
органом для облегчения своей работы. Такая практика не
всегда официально отражена в правилах процедуры. Методы
работы каждого договорного органа изменяются в зависимости
от рабочей нагрузки и других факторов. Наблюдается
тенденция к согласованию методов работы договорных органов
на ежегодных совещаниях председателей этих договорных
органов. | |
ПредседателиКаждый договорный орган по правам человека избирает
на двухлетний срок председателем одного из своих чле160
161
нов. Этот член исполняет обязанности председателя на каждом
совещании в соответствии с правилами процедуры.
Председатели договорных органов ежегодно проводят совещания
в целях координации работы договорных органов по
правам человека. | |
Предсессионная рабочая группаРабочая группа, созываемая некоторыми договорными
органами по правам человека до или после каждого пленарного
заседания для планирования своей работы на будущих
сессиях. Проводимая в рамках предсессионной рабочей
группы работа отличается от комитета к комитету: одни составляют
в рабочей группе перечень тем и вопросов для
представления каждому государству-участнику до рассмотрения
его доклада; другие, обладающие компетенцией по
рассмотрению сообщений (жалоб), – используют рабочую
группу для вынесения первоначальных рекомендаций по соответствующим
случаям и другим вопросам, связанным с
процедурой представления сообщений. Совещания предсессионных
рабочих групп обычно носят закрытый характер. | |
Процедура обзораПроцедура, в соответствии с которой договорный орган
по правам человека рассматривает положения в какой-либо
стране в отсутствие доклада соответствующего государства-участника.
Эта процедура применяется в тех случаях,
когда представление доклада задерживается чрезмерно
продолжительное время и государство-участник не отвечает
на запросы договорного органа о представлении доклада. Эта
процедура была впервые принята Комитетом по ликвидации
расовой дискриминации в 1991 г. Другие комитеты используют
выражение «рассмотрение положения в стране в отсутствие
доклада соответствующего государства». Некоторые
комитеты направляют соответствующему государству участнику
перечень проблем независимо от отсутствия док 161
162
лада. По окончании процедуры обзора подготавливаются заключительные
замечания и через определенный промежуток
времени посылаются соответствующему государству участнику. | |